Логика учебник Челпанова

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Чт апр 28, 2022 1:40 pm

Учебник Челпанова по логике был написан в 1911 году (ну как я нашла).
Все же читали его, да).
Хочется обновить и освежить в памяти, не зря же я всё-таки логик).
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Чт апр 28, 2022 1:45 pm

Определение логики.
Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.


Психология и логика.
На мышление мы можем смотреть с двух точек зрения. Мы можем на него смотреть, прежде всего, как на известный процесс, законы которого мы исследуем. Это будет точка зрения психологическая. Психология изучает, как совершается процесс мышления. С другой стороны, мы можем смотреть на мышление, как на средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.
Итак, разница между психологией и логикой в отношении к процессу мышления может быть выражена следующим образом. Психология рассматривает безразлично всевозможные роды мыслительной деятельности: рассуждение гения, бред больного, мыслительный процесс ребёнка, животного – для психологии представляют одинаковый интерес, потому что она рассматривает только, как осуществляется процесс мышления; логика же рассматривает условия, при которых мысль может быть правильной. В этом отношении логика сближается с грамматикой. Подобно тому, как грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам законы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть правильным.

Значение и польза логики. Для выяснения значения логики обыкновенно принято исходить из определения её. Мы видели, что логика определяется как наука о законах правильного мышления. Из этого определения логики, по-видимому, следует, что стоит изучить законы правильного мышления и применять их в процессе мышления, чтобы можно было мыслить вполне правильно. Многим даже кажется, что логика может указывать средства для открытия истины в различных областях знания.

Но в действительности это неверно. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Вследствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок. Поэтому становится понятным утверждение английского философа Дж. С. Милля, что польза логики главным образом отрицательная. Её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Вследствие этого практическая важность логики чрезвычайно велика. «Когда я принимаю в соображение, – говорит Дж. С. Милль, – как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания её принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем. Я убеждён, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределённых и двусмысленных, как логика».

Многие часто ссылаются на так называемый здравый смысл и говорят: «Да ведь ошибки можно находить без помощи логики, посредством лишь одного здравого смысла». Это, конечно, справедливо, но часто бывает недостаточно найти ошибку, нужно ещё объяснить её, уметь точно охарактеризовать и даже обозначить её. Иной знает, что в том или другом умозаключении есть ошибка, но он не в состоянии сказать, почему это умозаключение нужно считать ошибочным. Это часто возможно сделать только благодаря знанию правил логики.

Логика имеет также значение для определения взаимного отношения между науками. Различие между науками, например математическими, физическими и историческими, может стать ясным только в том случае, если мы рассмотрим различие методов познания с логической точки зрения.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Чт апр 28, 2022 3:45 pm

Гибсон Дж. - Экологический подход к зрительному восприятию
Автор отлично отсекает мышление от физических возможностей организма.
Так же с логикой. Логика ограничена функциональными возможностями феномена.
Не логично добавлять в ограниченый функционал иной порядок исчисления.
Мышление, как психологическое поле, может в виртуальном пространстве соединять несоединимое и из это выводить заключение.
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Чт апр 28, 2022 4:03 pm

Согласна))
Мы не можем знать, что такое истина. Мы можем лишь предполагать объективную реальность с той или иной долей вероятности, что мы оценим правильно.
Логика в узком смысле - это логические операции, которые используются в прикладной математике, информатике.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Чт апр 28, 2022 4:09 pm

"Мы считаем какое-либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности или вещам. Мы считаем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т.е., когда верен способ соединения мыслей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности. Для объяснения различия между формальной и материальной истинностью возьмём примеры, нам даются два положения:

Все вулканы суть горы
Все гейзеры суть вулканы

Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы». Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует из двух данных положений, но материально оно ложно, потому что оно не соответствует действительности; гейзеры не суть горы. Таким образом, умозаключение истинное формально может быть ложным материально."

Туточки я не совсем согласна. Автор в своих умозаключениях делает некоторые обобщения (допущения), которые приводят к логической ошибке. Как-то слишком общо называть все вулканы горами, а все гейзеры вулканами. Не все вулканы суть горы ))
"Гейзеры являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности."
То есть гейзеры тоже вулканы, но не горы. Включив все вулканы в горы, он ошибся.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Чт апр 28, 2022 7:56 pm

Автор выводит формулы сути.
Но формула не есть сама суть, но есть мыслью.
Мысль материализуется если формула сути совпадет с истиной бытия.
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Чт апр 28, 2022 8:15 pm

Ну то есть есть истина материальная, есть истина формальная, и не всегда они совпадают.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Чт апр 28, 2022 10:33 pm

Сключики писал(а):Ну то есть есть истина материальная, есть истина формальная, и не всегда они совпадают.


для формальной истины придумали знак- слово аксиома.
Аксиома — это исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования его доказательства и используемое в основе доказательств других её положений по принятым в ней правилам логического вывода.
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Пт апр 29, 2022 8:24 am

Аксиому ты принимаешь как данность. И когда из нескольких аксиом выводишь теорему, это формальная истинность. Основана на логических следствиях из аксиом. Ну тут, он пишет формальная истинность может не соответствовать материальной. Ну значит, либо какая-то из аксиом изначально неверна, либо ошибка в ходе логических построений).
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Пт апр 29, 2022 9:57 am

Глава II. О различных классах понятий.

Понятия и термины.


Мы предполагаем начать с рассмотрения различных классов понятий. В сочинениях по логике у английских философов изложение логики обыкновенно начинается с рассмотрения терминов, имён или названий. Они исходят из того, что в логике мы должны трактовать не просто о понятиях, которые представляют известные умственные построения, но мы должны о них трактовать постольку, поскольку они получают выражение в языке, в речи; а так как понятия мы выражаем при помощи слов, названий и т.п., то, по их мнению, гораздо целесообразнее в логике говорить не о понятиях, а о названиях, именах или терминах.

Таким образом, мы можем рассматривать или понятия в том виде, как они нами мыслятся, или их выражение при помощи слов.

Но на самом деле между этими двумя рассмотрениями нет существенной разницы. Каждое понятие у нас в мышлении фиксируется, приобретает устойчивость, определённость благодаря тому или другому слову, названию, термину. Когда мы в логике оперируем с понятием, то мы всегда имеем в виду понятие, которое связывается с известным словом. Слово является заместителем понятий. Мы можем оперировать только с теми понятиями, которые получили своё выражение в речи. Таким образом, ясно, что всё равно, будем ли мы говорить о названиях и терминах, как это делается в английской логике, или же будем говорить о понятиях просто.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Пт апр 29, 2022 9:58 am

Понятия индивидуальные и общие.

Понятия разделяются прежде всего на индивидуальные, или единичные, и общие. Индивидуальными понятиями мы будем называть те понятия, которые относятся к предметам единичным, индивидуальным (в данном случае индивидуальные понятия совпадают с представлениями о единичных вещах), например: «британский посланник во Франции», «высочайшая гора в Америке», «автор „Мёртвых душ“», «эта книга». К числу единичных понятий относятся также и собственные имена, например: «Казбек», «Ньютон», «Рим». Понятия, которые относятся к группе или классу предметов или явлений, имеющих известное сходство между собой, называются общими понятиями или классовыми понятиями. Например, понятия «растение», «животное», «газ», «двигатель», «поступок», «движение», «красота», «гнев», «чувство» и т.п. суть понятия классовые или общие.

Общие, собирательные и разделительные термины.
Единичные и общие понятия иногда могут употребляться в особенном смысле, и именно в так называемом собирательном . Если я произнесу предложение: «лес служит для сохранения влаги», то в этом предложении «лес» есть один из множества однородных предметов; в этом предложении понятие «лес» употреблено в общем смысле. Но «лес» может представляться как одно целое, состоящее из однородных единиц. В таком случае понятие «лес», или термин «лес», делается коллективным, или собирательным.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Пт апр 29, 2022 3:16 pm

Сключики писал(а):Аксиому ты принимаешь как данность. И когда из нескольких аксиом выводишь теорему, это формальная истинность. Основана на логических следствиях из аксиом. Ну тут, он пишет формальная истинность может не соответствовать материальной. Ну значит, либо какая-то из аксиом изначально неверна, либо ошибка в ходе логических построений).

Как только вы принимаете формальную точку отсчета, что есть аксиома, вы можете теоретизировать от этой взятой формальности.
Такой формальной истиной в квантовой физике есть Постоянная Планка. Связывает энергию и импульс с частотой и пространственной частотой, действие с фазой. Является квантом момента импульса.
К ней, как аксиоме, сопряжаются все теоретические исчисления в квантовой физике.
Таким же аксиомным знаком есть Бог в пантизме. Так философы используют иное обозначение Бога, как "с начало было слово".
Для любого мышления нужна формальная истина. Так как рассудок не воспринимает материальное появившееся из ничего. Уже само "ничего" есть обозначение формальной истины.
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Пт апр 29, 2022 3:21 pm

Ну, из этого следует, что мы видимо берём материальную истину из органов чувств: зрения, слуха и ты пы.
А формальная истина - это, то что мы думаем из своих понятий.
Как, интересно, у ребёнка складываются эти 2 истины - частично он познаёт мир сам, с помощью своих органов чувств, частично усваивает "аксиомы" от матери.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Пт апр 29, 2022 3:45 pm

Сключики писал(а):Ну, из этого следует, что мы видимо берём материальную истину из органов чувств: зрения, слуха и ты пы.
А формальная истина - это, то что мы думаем из своих понятий.

Формальностью тут выступает обозначение того что человек чувствует или переживает.
Обозначение есть, создание формальных знаков. Единый синтаксис знаков дает нам истину для оперирования в понимании друг друга.
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Пт апр 29, 2022 3:53 pm

Я поняла немного не так, я поняла, что материальность - это то, что есть в бытие (в реальности) физически, а формальность - это то, что мы выводим логически из некоторых аксиом, которые мы принимаем за верные.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Пт апр 29, 2022 3:58 pm

Формально - есть принятие чего-то как что-то. Если мы вывели логическое размышление из чего-то материального, то мы вдались в формализацию того что мы намыслили. Обличили в форму количество знаков, что есть формализировали.
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Пт апр 29, 2022 4:02 pm

Ну понятно, обозначение или выражение чего-то через что-то.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Ср май 04, 2022 10:47 am

Собирательный термин обозначает одно целое, группу, состоящую из однородных единиц. Например, термины «полк», «толпа», «библиотека», «лес», «парламент», «созвездие», «соцветие», «класс» представляют собой собирательные термины, если мы имеем в виду, что они служат для обозначения целого, составленного из однородных единиц.

Но эти же самые термины делаются общими, когда мы их мыслим отдельными представителями известного класса. Например, «полк», «толпа» есть общий термин, когда речь идёт о «полках», о «толпах»; в этом случае вещи, обозначенные этими терминами, рассматриваются как известные единицы, входящие в состав известного класса сходных вещей. Если я употребляю термины «Пушкинская библиотека», «английский парламент», то я употребляю термины собирательные, потому что они выражают известное целое, составленное из однородных единиц. Если же я скажу «европейские библиотеки, парламенты, университеты» и т.д., то это суть общие термины, потому что я говорю о библиотеках, парламентах, университетах как известном классе сходных предметов.

Как это видно из приведённых примеров, собирательные понятия представляют собой особую форму индивидуальных понятий.

Так как весьма часто общие понятия можно смешать с собирательными, то следует обратить внимание на следующее различие между ними. То, что мы утверждаем относительно понятия собирательного, относится к известному целому, составленному из единичных предметов, но это утверждение может быть неприложимо к предметам, входящим в это целое и взятым в отдельности. Наоборот, то, что мы утверждаем относительно общего понятия, может быть приложено к каждому предмету, к которому относится это понятие. Собирательное понятие мыслится как одно целое, состоящее из однородных единиц; общее понятие мыслится как класс, который состоит из сходных предметов. Если мы говорим «парламент издал закон о всеобщей воинской повинности», то мы этим хотим сказать, что известное целое, составленное из известных единиц, издало известный закон, но этого нельзя сказать относительно каждого члена парламента, потому что отдельные члены парламента могут высказаться за сохранение прежнего порядка отбывания воинской повинности. В этом случае понятие «парламент» употреблено в собирательном смысле. Но я могу употребить выражение «парламенту принадлежит законодательная функция»; в этом случае термин «парламент» употреблён в общем смысле, потому что указанное выражение справедливо относительно всех парламентов.

Иногда мы можем употреблять те или иные понятия таким образом, что наши утверждения будут справедливы относительно каждой отдельной единицы, входящей в ту или другую группу предметов. Такое употребление терминов, или понятий, мы будем называть употреблением в разделительном смысле. Когда мы употребляем какое-нибудь понятие в собирательном смысле, то мы наше утверждение относим к группе, рассматриваемой в целом; если же мы употребляем его в смысле разделительном, то мы утверждаем что-либо о каждом члене группы раздельно. Если мы, например, говорим: «весь флот погиб во время бури», то мы употребляем понятие «весь» в собирательном смысле, потому что мы говорим о флоте, взятом в целом. Отдельные корабли могут не погибнуть, но флот как известное целое перестаёт существовать. Если мы употребляем выражение «все рабочие утомились», то в нём слово «все» употребляется в разделительном смысле, потому что мы имеем в виду утомление каждого рабочего в отдельности.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Пт май 06, 2022 2:42 pm

Абстрактные и конкретные термины.

Абстрактные термины – это такие термины, которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний, действия вещей. Они обозначают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей. Когда мы употребляем абстрактные термины, то мы совсем не имеем в виду обозначить, что соответствующие этим терминам качества или свойства, состояния вещей существуют где-нибудь в определённом пространстве или в определённый момент времени, а, наоборот, они мыслятся нами без вещей, а потому и без определённого пространства и времени. Примером абстрактных терминов могут служить такие термины, как «тяжесть», «объём», «форма», «цвет», «интенсивность», «твёрдость», «приятность», «вес», «гуманность». В самом деле, «тяжесть» не есть что-нибудь такое, что имеет существование в данный момент времени: она существует не только в каком-нибудь определённом месте, но и везде, где только есть тяжёлые вещи. Абстрактными эти термины называются потому, что свойства или качества, обозначаемые ими, могут мыслиться без тех вещей, к которым они принадлежат: мы можем абстрагироваться, отвлекаться (abstrahere) от тех или иных вещей.

Абстрактными, в отличном от этого смысле, иногда называются также и понятия таких вещей, которые не могут восприниматься нами как известная определённая вещь, например «вселенная», «звёздная система», «тысячеугольник», «человечество» и т.п.

Конкретными являются понятия вещей, предметов, лиц, фактов, событий, состояний, сознания, если мы рассматриваем их имеющими определённое существование, например «квадрат», «пламя», «дом», «сражение», «страх» и т.п. Отношение между абстрактными понятиями и конкретными следующее. Абстрактное понятие получается из конкретного; мы путём анализа выделяем какое-нибудь качество, или свойство, вещи, например белизну из мела. С другой стороны, на конкретное понятие можно смотреть как на синтез абстрактно мыслимых качеств. Например, понятие «камень» представляет собой синтез качеств «тяжесть», «шероховатость», «твёрдость» и т.п.

Надо заметить, что прилагательные всегда являются терминами конкретными, а не абстрактными; употребляя прилагательное «белый», мы всегда мыслим вещь; свойство же или качество мы мыслим в том случае, когда мы употребляем существительное «белизна».

В языке иногда абстрактные и конкретные термины употребляются попарно. Например, конкретному термину «белый» соответствует абстрактное понятие «белизна», конкретному термину «строгий» соответствует абстрактное понятие «строгость», термину «квадрат» – «квадратность», «человек» – «человечность».
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Пт май 06, 2022 5:21 pm

Сключики писал(а):Абстрактные и конкретные термины.

Абстрактные термины – это такие термины, которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний, действия вещей. Они обозначают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей. Когда мы употребляем абстрактные термины, то мы совсем не имеем в виду обозначить, что соответствующие этим терминам качества или свойства, состояния вещей существуют где-нибудь в определённом пространстве или в определённый момент времени, а, наоборот, они мыслятся нами без вещей, а потому и без определённого пространства и времени.

Вики, ИМХО, вернее объясняет суть слова.
Человек, на основе одного свойства объекта, может абстрагировать, с этого свойства, иной объект.
Избирательное вычленение элемента сути объекта, как указано выше, не есть абстракцией. Это есть селективность знаков(значений) объединяющих суть объекта (характеристик объекта).
Абстра́кция (лат. abstractio «отвлечение») — процесс отвлечения (абстрагирования) от тех или иных характеристик объекта для их избирательного анализа;


Но каждый знак есть мысль. Каждый элемент бытия в осознании имеет реакцию человека, а значит каждая реакция имеет свой знак.
Человек не может абстрагировать без имения знаков пространства и времени. Так как, если любой знак уже имеет в человека обиходе свое значение( как вот пространство и время есть знаками), то человек не может их не использовать.
Как пример: У вас есть яблоко. Вы порезали его. При данной фразе не говориться о дереве яблоня, не говориться о созревшем яблоке которое можно порезать, так же не говориться чем вы разрезали. Но в самой фразе " у вас есть яблоко" заложено пространство ("у вас" в вы находитесь где -то же) и время( есть). Как и во второй фразе "вы порезали его. Наличие "Вы" (Вы — личное "место"-имение второго лица) уже указывает на место применения в пространстве второго лица, и "порезали" имеет значение времени как "прошедшее", то что вы сделали в прошлом времени,
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Ср май 11, 2022 9:35 am

Термины положительные и отрицательные.
Положительные термины характеризуются тем, что они служат для обозначения наличности того или другого качества. Например, употребляя термины «красивый», «делимый», «конечный», мы хотим указать, что в предметах имеются налицо качества, обозначаемые этими словами; соответствующие же им отрицательные термины «некрасивый», «неделимый», «бесконечный» будут означать, что указанные качества отсутствуют в предметах. Другие примеры отрицательных терминов: «вневременный», «сверхчувственный», «ненормальный», «беспечный», «бессмысленный».

Относительные и абсолютные термины.
Есть, наконец, термины относительные и абсолютные. Что значит вообще абсолютный? Под абсолютным мы понимаем то, что не находится в связи с чем-либо другим, что не зависит от чего-либо другого; под относительным мы понимаем то, что приводится в связь с чем-нибудь другим. Абсолютный термин – это такой термин, который в своём значении не содержит никакого отношения к чему-либо другому, он не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает. Например, термин «дом» есть термин абсолютный. Мысля о доме, мы можем не думать ни о чём другом. Относительный же термин – это такой термин, который кроме того предмета, который он означает, предполагает существование также и другого предмета. Например, термин «родители» необходимо предполагает существование детей: нельзя мыслить о родителях без того, чтобы в то же время не мыслить о детях. Если мы говорим о каком-либо человеке, что он строгий, то мы наше внимание можем ограничить только этим человеком; но если мы говорим о нём, как о друге, то мы должны подумать ещё об одном лице, которое стоит к нему в отношении дружбы. Другие примеры: «компаньон», «партнёр», «сходный», «равный», «близкий», «король»–«подданные», «причина»–«действие», «северный»–«южный». Каждый из такой пары терминов называется соотносительным другому термину.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Ср май 18, 2022 3:43 pm

Категории. Ни один предмет не представляет собой чего-либо совершенно отличного от всех других предметов. Он похож на них в каком-либо отношении: его всегда можно отнести в какой-либо общий класс с другими предметами; все вообще предметы могут быть относимы в общие с другими предметами классы. Есть классы, которые обнимают небольшое количество предметов, но есть классы, которые обнимают большое количество предметов, и именно потому, что это суть предметы с самыми общими сходствами. Эти классы вещей в нашем мышлении получают выражение в виде известных понятий. Такие понятия, которые служат для обозначения самых общих сходств между предметам и Аристотель назвал категориями. Слово «категория» происходит от греческого слова kategoria что значит высказывать, быть сказуемым. Категории для Аристотеля суть возможные предикаты какого-либо единичного предмета, т.е. такие понятия, которые можно высказать относительно того или иного единичного предмета или класса предметов.

Вот эти категории:

1. Субстанция (substantia).

2. Количество (quantitas).

3. Качество (qualitas).

4. Отношение (relatio).

5. Место (ubi).

6. Время (quando).

7. Положение (situs).

8. Обладание (habitus).

9. Действие (actio).

10. Страдание (passio).

Под эти десять категорий, по мнению Аристотеля, подходит всё то, что можно мыслить. Если мы желаем высказать о тех или других вещах что-либо самое общее, то мы не можем о них высказать ничего другого, кроме того, что они суть или субстанции, или что они обозначают качество, отношение, место и т.п. Других точек зрения, кроме тех, которые содержатся в категориях, не существует. Таким образом, можно сказать, что категории представляют собой наиболее общие классы всего мыслимого.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Копытное
Бывалый
Бывалый
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Чт апр 14, 2022 9:44 pm

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Копытное » Ср май 18, 2022 5:51 pm

Сключики писал(а):
Вот эти категории:

1. Субстанция (substantia).

2. Количество (quantitas).

3. Качество (qualitas).

4. Отношение (relatio).

5. Место (ubi).

6. Время (quando).

7. Положение (situs).

8. Обладание (habitus).

9. Действие (actio).

10. Страдание (passio).

Под эти десять категорий, по мнению Аристотеля, подходит всё то, что можно мыслить. Если мы желаем высказать о тех или других вещах что-либо самое общее, то мы не можем о них высказать ничего другого, кроме того, что они суть или субстанции, или что они обозначают качество, отношение, место и т.п. Других точек зрения, кроме тех, которые содержатся в категориях, не существует. Таким образом, можно сказать, что категории представляют собой наиболее общие классы всего мыслимого.

Только №6 и №10
выпадает из обобщенного "забота о себе"
И №10 это психика, в "заботе о себе" как о качестве психического состояния, как "бытие в" человек почти не занят. Он может о этом мыслить только терминах науки; Что так же не есть его мыслью, только проекцией.
Так же человек не мыслит о времени(№6), так никак не заботиться о времени.Время включает в себя так же прошлое и будущее. Прошлого у человека уже нет в реальности и это уже не актуальная забота для него. Будущее неопределенно, его нет в наличии чтобы нести заботу о наличном. "Стелить соломку" - это уже сейчас забота о себе и о своих возможностях сейчас.
Мышление, не есть рассуждением, не есть логикой. Если бы оно было одним , другим и третьим, то других значений не надо чтобы обозначить им одно. В мышление входит понятие рассуждения и логики. Но само по себе поток сознания (что есть рассуждением) не есть мышлением, так же с логикой, где правила не есть мышлением.
Мышление это всегда забота о себе. Тело и мозг заботятся о себе.
Нога может дергаться, но не ходить. Ходить есть мышлением. Мозг может перебирать значения сигналов изнутри тела и из вне тела. Мышлением будет все что мозг соотнесет к себе( "Я" это уже память). И мышлением не будет рефлексии синапсов не имеющих памяти со значения этих рефлексий.
Погруженное в поток становления неистинно..

Аватара пользователя
Сключики
Знаток
Знаток
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:29 pm
Ваш ТИМ: Роб

Re: Логика учебник Челпанова

Сообщение Сключики » Чт май 19, 2022 1:13 pm

Софизмы. Те ошибки, которые совершаются непреднамеренно, называются паралогизмами, а те, которые совершаются преднамеренно, для того чтобы ввести кого-либо в заблуждение, называются софизмами.

Софизм как приём обучения был введён древнегреческими софистами в греческих полисах ок. V в. до н.э. — профессиональными учителями, обучавшими знатную молодежь красноречию, ораторскому мастерству и искусству публичных дебатов в целях подготовки к политической или иной карьере. В отличие от философов, занимавшихся научными изысканиями в русле методологии институализированных философских школ, софисты были личными наёмными учителями и опирались на плюралистическую методологию, нацеленную на решение задач.

Философы обвиняли методы софистов в субъективизме и релятивизме, что повлекло отрицательную оценку деятельности софистов как софистической. Платон («Евтидем», «Протагор»,«Теэтет») развенчивал софизмы и методы их решения как «мнимое знание», «призрачные подобия знания, но не истинные» («Софист»). Аристотель считал софизмы «натаскиванием», а не научным поиском истины, и составил в «О софистических опровержениях» первую классификацию софизмов — уловок софистов, выделив 13 видов софизмов, возникающих из-за двусмысленностей двоякого рода: 6 связанных с оборотами речи, и 7 паралогизмов, или неправильно построенных рассуждений.

Аристотель называл софизмом «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения кажется верной и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих софизмов, их «логичность» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.


Вернуться в «Точные науки»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей