Светлана Комиссарук
Светлана Комиссарук
Светлана Комиссарук
Социальный психолог, профессор
Лектор, популяризатор науки
Медийный консультант
Групповой терапевт
Социальный психолог, профессор
Лектор, популяризатор науки
Медийный консультант
Групповой терапевт
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
Из книги "Поколение сэндвич"
Возраст 50+ психологи называют возрастом счастья - дети выросли, всё ещё есть силы на увлечения и даже на новую карьеру, впереди путешествия и новые знакомства. Уже решены трудные вопросы, с которыми человек обычно разбирается в молодости: кто я, кем я хочу быть, с кем я хочу строить семью.
Но именно на плечи поколения 50+ ложится основная забота о близких - ведь оно посередине, как начинка в сэндвиче, оно соединяет и держит семью целиком, старших и младших. Наши старенькие мамы и папы уже с трудом справляются со многими вещами (хотя и не всегда готовы это признать), с нами рядом продираются по жизни наши повзрослевшие дети. Старикам помогать уже нужно, детям помогать ещё приходится.
Возраст 50+ психологи называют возрастом счастья - дети выросли, всё ещё есть силы на увлечения и даже на новую карьеру, впереди путешествия и новые знакомства. Уже решены трудные вопросы, с которыми человек обычно разбирается в молодости: кто я, кем я хочу быть, с кем я хочу строить семью.
Но именно на плечи поколения 50+ ложится основная забота о близких - ведь оно посередине, как начинка в сэндвиче, оно соединяет и держит семью целиком, старших и младших. Наши старенькие мамы и папы уже с трудом справляются со многими вещами (хотя и не всегда готовы это признать), с нами рядом продираются по жизни наши повзрослевшие дети. Старикам помогать уже нужно, детям помогать ещё приходится.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
"Культуры мира отличаются друг от друга. Играют роль скученность проживания, географические и климатические услов, историческое прошлое, состояние экономики, пережитые катаклизмы и войны. В результате культурной разницы в восприятии действительности и реакция на одну и ту же ситуацию может значительно отличаться. В одной культуре ты должен придерживаться строгих норм совместного проживания, ориентироваться на других, чтобы не нарушить порядка и быть принятым в общину. В другой культуре ты прежде всего отстаиваешь свое право на самостоятельные действия и независимый образ жизни."
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
"Каждый из нас, развиваясь в обществе и передвигаясь по культурной паутине своего народа, пытается определить, кто он и как правильно себя вести. С самого рождения мы привычно считываем ситуацию и реакцию окружающих.
По словам социолога Чарльза Кулли,
Я - не то, что я думаю о себе.
Я - не то, что думают обо мне другие.
Я - то, что, как я думаю, думают обо мне другие.
А на самом-то деле все чаще всего заняты собой! Это явление социальные психологи назвали эффектом прожектора, и суть его, как в анекдоте, в том, что в "двадцать лет нам важно, что о нас подумают, в сорок нам плевать, что о нас подумают, а в шестьдесят мы понимаем, что никто о нас особенно и не думал".
По словам социолога Чарльза Кулли,
Я - не то, что я думаю о себе.
Я - не то, что думают обо мне другие.
Я - то, что, как я думаю, думают обо мне другие.
А на самом-то деле все чаще всего заняты собой! Это явление социальные психологи назвали эффектом прожектора, и суть его, как в анекдоте, в том, что в "двадцать лет нам важно, что о нас подумают, в сорок нам плевать, что о нас подумают, а в шестьдесят мы понимаем, что никто о нас особенно и не думал".
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
В разных народах рассказывают разные сказки и поют разные колыбельные. Они вырастают в полном согласии со своим окружением, но не похожими на других детей, выросших в обществах с иными культурными кодами.
Каждому человеку, словно пауку, пробирающемуся в темноте по своей паутине, кажется, что его культурное облако - общее для всех и что его коды и нормы - и есть истина.
Каждому человеку, словно пауку, пробирающемуся в темноте по своей паутине, кажется, что его культурное облако - общее для всех и что его коды и нормы - и есть истина.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
В известном социальном эксперименте в зале аэропорта ученые предлагали проходящим мимо детям выбрать бесплатные красивые ручки. Все ручки были зелеными, кроме одной, которая была ярко-оранжевой. Быстро появилась четкая закономерность. Одни дети неизменно выбирали зеленые ручки, другие немедленно тянулись за оранжевой. Разница между этими детьми была культурной: в соответствии с тем, как их вырастили, одни дети старались не выделяться, а другие стремились быть непохожими на других и выбирали среди зелёных ярко-оранжевую.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
Сключики писал(а):Из книги "Поколение сэндвич"
Возраст 50+ психологи называют возрастом счастья - дети выросли, всё ещё есть силы на увлечения и даже на новую карьеру, впереди путешествия и новые знакомства. Уже решены трудные вопросы, с которыми человек обычно разбирается в молодости: кто я, кем я хочу быть, с кем я хочу строить семью.
Но именно на плечи поколения 50+ ложится основная забота о близких - ведь оно посередине, как начинка в сэндвиче, оно соединяет и держит семью целиком, старших и младших. Наши старенькие мамы и папы уже с трудом справляются со многими вещами (хотя и не всегда готовы это признать), с нами рядом продираются по жизни наши повзрослевшие дети. Старикам помогать уже нужно, детям помогать ещё приходится.
Каждый социальный возраст имеет те же плюсы и минусы как возраст после 50+
Вот как в 7+. Уже вырос из памперсов, можно не боятся лягушек и жуков. Но можно получить звездюлей за забытый школьный портфель, не ясно где оставленный. И перед тобой еще куча неизведанного пространства и не перепробованных сладостей.
Все относительно. Как и само состояние счастья несоразмерно к тому что пережил и к тому чего жаждешь пережить.
Сложно сказать я был счастлив, я есть счастлив и хочу счастья. Так как любое из трех состояний перечеркивает другие два в любой комбинации. Легче себя обозначить как, я есть счастье.
Погруженное в поток становления неистинно..
Re: Светлана Комиссарук
"Согласитесь, уже давно нет октябрятских линеек и пионерских слетов, но в нас по-прежнему глубоко сидит:" Как аукнется - так и откликнется"," Я - последняя буква в алфавите"." Мы разделяем реальность с бывшими соотечественниками по многим вопросам, в какой бы части мира мы ни встретились. И хотя мы давно не помним пионерских правил, выученных в детстве по обратной стороне тетрадки в клеточку, нам все ещё тяжело даются комплименты, мы не умеем отказывать и отстаивать свою точку зрения без конфликта, мы за всё берёмся и за всё отвечаем, мы мчимся советовать и разруливать туда, куда нас не звали... Мало того, мы передаем свое культурное мировоззрение нашим детям и внукам. Хотя в основном они, конечно, строят свою паутину, под новым культурным облаком, и многое в их сетке поведения отличается от нашего. Так же как и наши культурные коды постепенно разнятся с теми, на которых выросли наши родители. "
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
Коп, там вся эта книжка про то, что раньше человек в среднем жил меньше, а сейчас стал жить дольше, и возникло такое поколение, у которого ещё живы родители, но уже выросли дети. А ты, такой, отвечаешь и за тех, и за этих)). Поколение как новое социологическое явление.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
Но история и археология показывает, что суть поколения была с начала человеческой эпохи.Сключики писал(а):Коп, там вся эта книжка про то, что раньше человек в среднем жил меньше, а сейчас стал жить дольше, и возникло такое поколение, у которого ещё живы родители, но уже выросли дети. А ты, такой, отвечаешь и за тех, и за этих)). Поколение как новое социологическое явление.
И именно социум определяет наличие лика как обозначающее каждое поколение, внук, бабушка, сын, мать и т.д.( все это есть лики привязанные к семейным и временным отношениям в социуме)
не вижу ничего нового в социальной ответственности
Сами отношения в социуме это уже ответственность. Так как само слово имеет корень "ответ". Наличие разных значений ликов , привязанных по времени и родству дают "ответ-ные" реакции, что и есть отношением поколений.
Быть ответ-ственным перед ними вызвана потребностью самой самости в выживании в социуме.
Погруженное в поток становления неистинно..
Re: Светлана Комиссарук
Имеется в виду такое относительно "новое" социальное явление, когда живы одновременно 3, а то и 4 поколения в семье (а иногда и 5) - 20 летние (условно) - 40 летние - 60 летние - 80 летние. И книжка про вот этих, которые посередине.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
Ответственность понятно, но ещё и отношения, когда ты до сих пор, с одной стороны, "что за куртка у тебя, не греет наверное ни черта", а с другой стороны, "мама, выйди из комнаты и закрой за собой дверь"))
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
Мотивация.
"Не упустить шанс или не допустить ошибку - это две разные цели, и способы достижения этих целей очень разные. Первая мотивирует нас сосредоточиться на продвижении - любой ценой и с любым риском идти вперёд. Используя каждую возможность, пытаться завоёвывать новые вершины. Вторая цель мотивирует нас сосредоточиться на предотвращении - сделать всё осторожно и тщательно, чтобы не допустить провала. Здесь главное - выполнение долга, безопасность и стабильность. В этом случае самое плохое, что может случиться, это то, что моя ошибка приведёт к нарушению безопасности и стабильности.
Эта теория создана более двадцати лет назад американским учёным Тори Хиггинсом. Он установил, что в каждом из нас заложено два мотивационных фокуса: на использование любого шанса на выигрыш и на избежание ошибки и провала. В разное время в нас действует то один, то другой фокус.
Назовём условно икарами тех, кто стремится вперёд любой ценой и боится упустить свой шанс. Такие люди рвутся всё выше к своей мечте. Икары редко тревожатся и идут по жизни от одной большой идеи к другой, порой бросая наскучившее дело на полдороге. Они не озадачиваются деталями и не тратят время на скучную рутину, если впереди маячит что-то поинтереснее. Единственной бедой они считают упущенный шанс и непринятый вызов.
Полной противоположностью икарам являются атланты. Они держат для всех нас небо, заботятся о стабильности и безопасности. Такие люди работают медленно и тщательно и всегда готовы к худшему. Они испытывают стресс от дедлайнов и сосредоточены на результате. Атланты дисциплинированны, организованны, всегда всё заранее предвидят, делают всё в срок и отвечают за всё. Они всегда правы, скептически относятся к инновациям и склонны к критике. Обычно атланты действительно всё знают и не допускают ошибок. Они так осторожны и тщательны, что на них всегда можно положиться. Их худший кошмар - допустить ошибку и привести к опасной нестабильности. Поэтому, в отличие от икаров, атланты очень тревожны и всё время контролируют - и себя, и других."
"Не упустить шанс или не допустить ошибку - это две разные цели, и способы достижения этих целей очень разные. Первая мотивирует нас сосредоточиться на продвижении - любой ценой и с любым риском идти вперёд. Используя каждую возможность, пытаться завоёвывать новые вершины. Вторая цель мотивирует нас сосредоточиться на предотвращении - сделать всё осторожно и тщательно, чтобы не допустить провала. Здесь главное - выполнение долга, безопасность и стабильность. В этом случае самое плохое, что может случиться, это то, что моя ошибка приведёт к нарушению безопасности и стабильности.
Эта теория создана более двадцати лет назад американским учёным Тори Хиггинсом. Он установил, что в каждом из нас заложено два мотивационных фокуса: на использование любого шанса на выигрыш и на избежание ошибки и провала. В разное время в нас действует то один, то другой фокус.
Назовём условно икарами тех, кто стремится вперёд любой ценой и боится упустить свой шанс. Такие люди рвутся всё выше к своей мечте. Икары редко тревожатся и идут по жизни от одной большой идеи к другой, порой бросая наскучившее дело на полдороге. Они не озадачиваются деталями и не тратят время на скучную рутину, если впереди маячит что-то поинтереснее. Единственной бедой они считают упущенный шанс и непринятый вызов.
Полной противоположностью икарам являются атланты. Они держат для всех нас небо, заботятся о стабильности и безопасности. Такие люди работают медленно и тщательно и всегда готовы к худшему. Они испытывают стресс от дедлайнов и сосредоточены на результате. Атланты дисциплинированны, организованны, всегда всё заранее предвидят, делают всё в срок и отвечают за всё. Они всегда правы, скептически относятся к инновациям и склонны к критике. Обычно атланты действительно всё знают и не допускают ошибок. Они так осторожны и тщательны, что на них всегда можно положиться. Их худший кошмар - допустить ошибку и привести к опасной нестабильности. Поэтому, в отличие от икаров, атланты очень тревожны и всё время контролируют - и себя, и других."
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
"Наши родители - достойные дети своего времени, поколение традиционных коммунных атлантов.Они хотят, чтобы всё было стабильно, распланировано и предсказуемо. Им важно прежде всего ощущение безопасности, контроля, они до сих пор чувствуют личную ответственность за всех и всё. Им важно мнение окружения, важно соответствовать положительному имиджу и не менее важно, чтобы их дети и внуки тоже соблюдали общественные нормы и традиции. Они скептичны, недоверчивы и во всем ищут подвох. Они пессимистичны и все время пребывают в ожидании стихийных бедствий и катаклизмов, о чем неустанно нас предупреждают. Так их растили, и так их жизнь приучила.
У нас, поколения сэндвич, уже есть, хотя и размыты, оба мотивационных фокуса. Из детства нам достался фокус на стабильность и безопасность - привычка предотвращать и защищать. Он до сих пор аукается, когда мы испугом и критикой реагируем на идеи своих инициативных отпрысков: зачем что-то менять, ты же отлично устроен и на хорошей зарплате? А ты всё проверил и просчитал? А вдруг обманут? А второй, икаровский взгляд на мир, мы "накачали" себе в лихие девяностые. В эпоху перемен и катаклизмов, всем, даже самым нерешительным и осторожным, пришлось научиться "взлетать к солнцу" и быть предприимчивым.
Наши дети конечно намного более икары, чем мы, они не боятся рисковать и больше стремятся к победам и "сбыче мечт". Их темп жизни намного быстрее, и поток проходящей информации намного больше, чем у предыдущих поколений. Они не видят смысла в доведении нелюбимого дела до конца, не выносят рутины и ищут возможности и шансы постоянно. Наши дети активны, быстро приспосабливаются к переменам и лучше мотивируются пряником, без всякого кнута. В их понимании устройства современного мира можно достичь всего и быстро, главное - творчество и инициатива. Они намного оптимистичнее и идеалистичнее, чем мы, и иногда это воспринимается как наивность и инфантильность. Это поколение заботится об экологии, занимается благотворительностью и намного терпимее к меньшинствам и вообще к нестандартности в любых её проявлениях."
У нас, поколения сэндвич, уже есть, хотя и размыты, оба мотивационных фокуса. Из детства нам достался фокус на стабильность и безопасность - привычка предотвращать и защищать. Он до сих пор аукается, когда мы испугом и критикой реагируем на идеи своих инициативных отпрысков: зачем что-то менять, ты же отлично устроен и на хорошей зарплате? А ты всё проверил и просчитал? А вдруг обманут? А второй, икаровский взгляд на мир, мы "накачали" себе в лихие девяностые. В эпоху перемен и катаклизмов, всем, даже самым нерешительным и осторожным, пришлось научиться "взлетать к солнцу" и быть предприимчивым.
Наши дети конечно намного более икары, чем мы, они не боятся рисковать и больше стремятся к победам и "сбыче мечт". Их темп жизни намного быстрее, и поток проходящей информации намного больше, чем у предыдущих поколений. Они не видят смысла в доведении нелюбимого дела до конца, не выносят рутины и ищут возможности и шансы постоянно. Наши дети активны, быстро приспосабливаются к переменам и лучше мотивируются пряником, без всякого кнута. В их понимании устройства современного мира можно достичь всего и быстро, главное - творчество и инициатива. Они намного оптимистичнее и идеалистичнее, чем мы, и иногда это воспринимается как наивность и инфантильность. Это поколение заботится об экологии, занимается благотворительностью и намного терпимее к меньшинствам и вообще к нестандартности в любых её проявлениях."
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
"Антрополог Маргарет Мид на вопрос, что является первым признаком появления человеческой цивилизации, как-то ответила: сросшееся после перелома бедро. Почему не инструменты для охоты, или религиозные артефакты, или примитивные формы общинного самоуправления? Потому что там, где действует исключительно закон джунглей - выживание сильнейших, - сросшихся бедренных костей не осталось бы. Бедренная кость - самая длинная в теле, соединяющая бедро с коленом. Для того, чтобы в доисторические времена наш предок остался жить после её перелома, ему нужна была серьёзная помощь. Чтобы эта кость зажила, соплеменники должны были захотеть - вопреки законам естественного отбора - обеспечить пострадавшего кровом, защитой, едой и питьём в течение долгого времени, по крайней мере первые шесть недель. Именно поэтому Маргарет Мид утверждала, что первым признаком человеческой цивилизации является забота о человеке, раненом и нуждающемся, оказание помощи. Самая старая человеческая бедренная кость с зажившим переломом, найденная в месте археологических раскопок, относится к эпохе 15-тысячелетней давности. Этот рубеж отмечает начало человечества, как мы его знаем. Исцеленное бедро показывает, что кто-то заботился о пострадавшем. Первым признаком цивилизации является сострадание и стремление помочь.
Разные культурные коды и мотивационные механизмы ведут нас к разным стратегиям оказания помощи. В коллективистской культуре по умолчанию принято решать проблему полностью, здесь и сейчас. (выдавать рыбу вместо удочки). Отношение к делу с мерной линейкой "делай хорошо или не делай никак" приводит нас к тому, что нам проще подчас "всё порешать" и за детей, и за родителей, чем терпеть их неумение и беспомощность. В мире индивидуализма ценится автономность и самодостаточность и каждому даётся попытка справиться самостоятельно, без мастеров.
В индивидуалистской культуре соблюдение границ способно увести довольно далеко - вплоть до полного разобщения и разрыва связей между поколениями. У нас поколения связаны одним узлом, завися друг от друга."
Разные культурные коды и мотивационные механизмы ведут нас к разным стратегиям оказания помощи. В коллективистской культуре по умолчанию принято решать проблему полностью, здесь и сейчас. (выдавать рыбу вместо удочки). Отношение к делу с мерной линейкой "делай хорошо или не делай никак" приводит нас к тому, что нам проще подчас "всё порешать" и за детей, и за родителей, чем терпеть их неумение и беспомощность. В мире индивидуализма ценится автономность и самодостаточность и каждому даётся попытка справиться самостоятельно, без мастеров.
В индивидуалистской культуре соблюдение границ способно увести довольно далеко - вплоть до полного разобщения и разрыва связей между поколениями. У нас поколения связаны одним узлом, завися друг от друга."
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
"Наши разногласия с пожилыми родителями по большей части основаны на том, что их мировоззрение зачастую слишком отличается от нашего и мы относимся к разным социумам. Как правильно, что стыдно, чем гордиться и как добиваться успеха - мы впитываем из социума, из своего окружения.
Наши родители, так уж определило их время, в основном ярко выраженные коллективисты. Начиная с самого детства, они боялись высовываться и честно исполняли свой долг. Они долгое время воспринимали себя винтиками в системе и боялись не навредить - "пусть так, лишь бы не хуже". Они с детства чувствовали личную ответственность за всё, к чему были причастны. Они приучены бояться подвести, заботиться о своем добром имени и о впечатлении, которое они производят. Их культура осуждает хвастовство и отрицает необходимость похвалы. Поэтому так принято было критиковать - потерпишь, это же ради благого дела. Вся эта система ценностей и понятий заковывает нас, сегодняшних, в жёсткие тиски любви, тревоги и критики, от которых нам до сих пор очень больно."
Наши родители, так уж определило их время, в основном ярко выраженные коллективисты. Начиная с самого детства, они боялись высовываться и честно исполняли свой долг. Они долгое время воспринимали себя винтиками в системе и боялись не навредить - "пусть так, лишь бы не хуже". Они с детства чувствовали личную ответственность за всё, к чему были причастны. Они приучены бояться подвести, заботиться о своем добром имени и о впечатлении, которое они производят. Их культура осуждает хвастовство и отрицает необходимость похвалы. Поэтому так принято было критиковать - потерпишь, это же ради благого дела. Вся эта система ценностей и понятий заковывает нас, сегодняшних, в жёсткие тиски любви, тревоги и критики, от которых нам до сих пор очень больно."
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
"Для наших родителей любые перемены - это паника. Они вцепились в своё "лишь бы не хуже" - и пытаются удержать там и нас. Их приучили отвечать за себя. И если сейчас это не получается, они страдают и при этом ранят нас.
Когда есть чего ждать, когда есть четкие сроки, тогда они расслабляются и не ищут вас, обрывая телефоны. Это и есть границы, которые вы создаёте. Эти границы удерживают их в безопасности и стабильности. Эти же границы дают вам свободу от бесконечных упреков и чувства вины. Я не идеальный, но я стараюсь, и вот в этом и этом ты всегда можешь на меня рассчитывать.
Помните, что отрицательные комментарии дедушек и бабушек, щедро раздаваемые внукам налево и направо, - это проявление хронической тревоги, а не оценка. Их фокус атлантов заставляет противиться планам внуков: почему бы и не попробовать что-то новое, я не могу всё время сидеть в этом болоте, я должен что-то менять. Привычная реакция на такие идеи молодёжи у наших стариков, а иногда и у нас: нет, не дай бог, не трогай, лучшее - враг хорошего. Работает - и пусть работает, ничего не надо менять. Этот принцип "лишь бы не стало хуже" приземляет наших детей. Берегите их от семейных страхов - пусть летят наши икары!
Но не пытайтесь прожить своё детство заново, в исправленном варианте, с помощью воспитания ваших детей. Как и почему нужно воспитывать - решайте для каждого конкретного ребёнка."
Когда есть чего ждать, когда есть четкие сроки, тогда они расслабляются и не ищут вас, обрывая телефоны. Это и есть границы, которые вы создаёте. Эти границы удерживают их в безопасности и стабильности. Эти же границы дают вам свободу от бесконечных упреков и чувства вины. Я не идеальный, но я стараюсь, и вот в этом и этом ты всегда можешь на меня рассчитывать.
Помните, что отрицательные комментарии дедушек и бабушек, щедро раздаваемые внукам налево и направо, - это проявление хронической тревоги, а не оценка. Их фокус атлантов заставляет противиться планам внуков: почему бы и не попробовать что-то новое, я не могу всё время сидеть в этом болоте, я должен что-то менять. Привычная реакция на такие идеи молодёжи у наших стариков, а иногда и у нас: нет, не дай бог, не трогай, лучшее - враг хорошего. Работает - и пусть работает, ничего не надо менять. Этот принцип "лишь бы не стало хуже" приземляет наших детей. Берегите их от семейных страхов - пусть летят наши икары!
Но не пытайтесь прожить своё детство заново, в исправленном варианте, с помощью воспитания ваших детей. Как и почему нужно воспитывать - решайте для каждого конкретного ребёнка."
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Re: Светлана Комиссарук
Архаичность отношений Взрослый -младший, учитель - ученик.Сключики писал(а):"Для наших родителей любые перемены - это паника. Они вцепились в своё "лишь бы не хуже" - и пытаются удержать там и нас. Их приучили отвечать за себя. И если сейчас это не получается, они страдают и при этом ранят нас.
Когда есть чего ждать, когда есть четкие сроки, тогда они расслабляются и не ищут вас, обрывая телефоны. Это и есть границы, которые вы создаёте. Эти границы удерживают их в безопасности и стабильности. Эти же границы дают вам свободу от бесконечных упреков и чувства вины. Я не идеальный, но я стараюсь, и вот в этом и этом ты всегда можешь на меня рассчитывать.
Помните, что отрицательные комментарии дедушек и бабушек, щедро раздаваемые внукам налево и направо, - это проявление хронической тревоги, а не оценка. Их фокус атлантов заставляет противиться планам внуков: почему бы и не попробовать что-то новое, я не могу всё время сидеть в этом болоте, я должен что-то менять. Привычная реакция на такие идеи молодёжи у наших стариков, а иногда и у нас: нет, не дай бог, не трогай, лучшее - враг хорошего. Работает - и пусть работает, ничего не надо менять. Этот принцип "лишь бы не стало хуже" приземляет наших детей. Берегите их от семейных страхов - пусть летят наши икары!
Но не пытайтесь прожить своё детство заново, в исправленном варианте, с помощью воспитания ваших детей. Как и почему нужно воспитывать - решайте для каждого конкретного ребёнка."
Отрицательная оценка, как комментарий, есть признак демонстрации себя как лидера, Типо, равняйся на меня.
Тут уже архетип есть Лидер и для него сложными знаками становятся учитель, взрослый.
Погруженное в поток становления неистинно..
Re: Светлана Комиссарук
Почему наш страх и недовольство детьми вредны для нас.
Наблюдая за тем, что нам не нравится в наших взрослых детях, мы с ужасом втайне от всех признаемся, что провалились в самой главной своей роли - роли родителей. Это осознание парализует. Ведь исправить прошлое уже нельзя, да и взрослые дети в нашем воспитании не нуждаются. Масла в огонь подливает бесконечное сравнение с окружающими. Это оглядывание по сторонам и сравнение не в пользу своих близких у нас в крови, нас так вырастили, развивая ненужный перфекционизм и страх поражения. Это нередко путь к тревожности, депрессии, психосоматическим расстройствам. Давайте разберемся честно. Когда мы говорим о том, что наши дети не хотят с нами общаться, мало звонят, не слушают наших советов, это ведь характеризует не только их, но и нас. Кому приятно во взрослом возрасте продолжать, как в детстве, "получать по голове" от родителей за несоответствие их стандартам?
Наблюдая за тем, что нам не нравится в наших взрослых детях, мы с ужасом втайне от всех признаемся, что провалились в самой главной своей роли - роли родителей. Это осознание парализует. Ведь исправить прошлое уже нельзя, да и взрослые дети в нашем воспитании не нуждаются. Масла в огонь подливает бесконечное сравнение с окружающими. Это оглядывание по сторонам и сравнение не в пользу своих близких у нас в крови, нас так вырастили, развивая ненужный перфекционизм и страх поражения. Это нередко путь к тревожности, депрессии, психосоматическим расстройствам. Давайте разберемся честно. Когда мы говорим о том, что наши дети не хотят с нами общаться, мало звонят, не слушают наших советов, это ведь характеризует не только их, но и нас. Кому приятно во взрослом возрасте продолжать, как в детстве, "получать по голове" от родителей за несоответствие их стандартам?
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
-
белый олеандр
- Знаток
- Сообщения: 4868
- Зарегистрирован: Ср май 18, 2022 6:50 pm
- Награды: 2
- Ваш ТИМ: бетанский этик
- Контактная информация:
Re: Светлана Комиссарук
Ну хоть в чём-то я не совсем "провалилась"))
Вывод: чем меньше мы участвуем в жизни другого человека, тем для него лучше и полезнее)))
Вывод: чем меньше мы участвуем в жизни другого человека, тем для него лучше и полезнее)))
If thou wilt leave me, do not leave me last,
When other petty griefs have done their spite (с)
When other petty griefs have done their spite (с)
Re: Светлана Комиссарук
Указывать кому как жить, это показывать ему свое бытие. С другой стороны, котенок слеп и не уверен в том как ему быть котом. Вывод, это показывать не свое бытие, а то как жизнь есть и что есть Я в ней, а не жизнь во мне. Тогда котенок будет иметь пример того как надо быть или быть таким не стоит. Тогда важно быть котенку верным примером, на который он сможет ровняться.Вывод: чем меньше мы участвуем в жизни другого человека, тем для него лучше и полезнее)))
Не участвовать в жизни котенка, это дать ему вырасти или мышкой или тигром. И одно и другое, это всегда его личная жизнь. Если вы в этой жизни живительная вода, то и паросток будет развиваться верно. Если вы токсичное дерьмо, то само собой, вы им и останетесь и будуте загрязнять жизнь по любому всем близким, даже если вы осознаете свою никчемность.
Погруженное в поток становления неистинно..
-
белый олеандр
- Знаток
- Сообщения: 4868
- Зарегистрирован: Ср май 18, 2022 6:50 pm
- Награды: 2
- Ваш ТИМ: бетанский этик
- Контактная информация:
Re: Светлана Комиссарук
Я это к тому, что, пока я "бегала по баррикадам" в 90-е, мой ребёнок видел меня один день в неделю.
Разумеется, он теперь самостоятельный человек, женат по любви и "отец семейства".
Про меня говорит, что я "привила ему вкус к кино, музыке и литературе".
И благодарит, что поощряла его самостоятельность и не душила вниманием.
Но понятно, что на меня до сих пор обижен в каком-то смысле.
Разумеется, он теперь самостоятельный человек, женат по любви и "отец семейства".
Про меня говорит, что я "привила ему вкус к кино, музыке и литературе".
И благодарит, что поощряла его самостоятельность и не душила вниманием.
Но понятно, что на меня до сих пор обижен в каком-то смысле.
If thou wilt leave me, do not leave me last,
When other petty griefs have done their spite (с)
When other petty griefs have done their spite (с)
Re: Светлана Комиссарук
Пока вы жили свою жизнь, у ребенка появилась своя, без вас в ней.
Если вас хвалят что-то что было от вас, это только чтобы показать социуму свою само воспитанность, а не открыто послать туда откуда снова припретесь в его жизнь.
Если вас хвалят что-то что было от вас, это только чтобы показать социуму свою само воспитанность, а не открыто послать туда откуда снова припретесь в его жизнь.
Погруженное в поток становления неистинно..
-
белый олеандр
- Знаток
- Сообщения: 4868
- Зарегистрирован: Ср май 18, 2022 6:50 pm
- Награды: 2
- Ваш ТИМ: бетанский этик
- Контактная информация:
Re: Светлана Комиссарук
Наоборот, он и сейчас продолжает жаловаться на недостаток внимания с моей стороны.
If thou wilt leave me, do not leave me last,
When other petty griefs have done their spite (с)
When other petty griefs have done their spite (с)
Re: Светлана Комиссарук
"Нужно понять, как мы теперь выглядим в глазах наших детей. Наши расспросы звучат как экзамен и как инспекция. Когда мы задаём невинный вопрос, желая удостовериться, что всё сделано и всё в порядке, дети его слышат совсем по-другому: ты, конечно, не сделал/а и тебе надо напомнить?" Или: ты об этом, конечно, не подумал, поэтому и спрашиваю. Что же делать? Остановиться и спросить: нужен ли им мой вопрос? Так ли я уверен, что они без меня этого не знают и не сделают. Если да, стоит ли этот вопрос того, что наши отношения станут ещё хуже, потому что я опять наступаю на больную мозоль недоверия к их взрослости.
Чтобы выветрить из себя раз и навсегда сравнения не в пользу наших детей, попробуйте вспомнить свои чувства к детям в первые несколько месяцев после их рождения. Помните, как вас прежде удивляло, что у всех младенцы уродливые? И что только люди в них находят? Вот мой - и правда само совершенство! Попробуйте возродить в себе это абсолютное принятие и любовь к нашему, неповторимому, у которого свой темп, свой путь и свои трудности."
Чтобы выветрить из себя раз и навсегда сравнения не в пользу наших детей, попробуйте вспомнить свои чувства к детям в первые несколько месяцев после их рождения. Помните, как вас прежде удивляло, что у всех младенцы уродливые? И что только люди в них находят? Вот мой - и правда само совершенство! Попробуйте возродить в себе это абсолютное принятие и любовь к нашему, неповторимому, у которого свой темп, свой путь и свои трудности."
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей