Экстравертное чувство по Юнгу
Добавлено: Ср июн 18, 2025 11:56 am
Экстравертное чувство по Юнгу не соответствует тому что о чёрной этике говорят соционики. Юнг ничего не говорил о энергетических состояниях, о передаче и понимании эмоций. Там совсем о другом:
Вот актёрство тут у него есть, истерические состояния. Но получается ещё связано с эстетикой, законодатель мод, ориентация на что-то поверхностное и внешнее. Очень сложные для понимания тексты. Почему чувство не подлинное? Потому что слишком на эмоциях, с перебором?
3. Чувство
Чувство в экстравертной установке ориентируется по объективно данному, то
есть объект является неизбежной детерминантой самого способа чувствования.
Оно стоит в согласии с объективными ценностями. Тот, кто знает чувство только
как субъективный факт, не сразу поймет сущность экстравертного чувства, ибо
экстравертное чувство по возможности освободило себя от субъективного факто-
ра, зато всецело подчинилось влиянию объекта. Даже там, где оно обнаруживает,
по-видимому, свою независимость от свойств конкретного объекта, оно все-таки
находится в плену у традиционных или каких-нибудь других общезначимых цен-
ностей. Я могу увидеть себя вынужденным обратиться к предикату «прекрасный»
или «добрый» не потому, что по субъективному чувству нахожу объект «прекрас-
ным» или «добрым», а потому, что название «прекрасный» или «добрый» являет-
ся подходящим, и притом подходящим постольку, поскольку противоположное су-
ждение как-нибудь нарушило бы общую ситуацию чувства. В таком «подходящем
суждении» чувства дело совсем не сводится к симуляции или даже ко лжи, а толь-
ко к акту приноровления. Так, например, картина может быть названа «прекрас-
ной» потому, что повешенная в салоне и подписанная известным именем картина,
по общему предположению, должна быть «прекрасной», или потому, что предикат
«некрасивости» может огорчить семью счастливого обладателя, или еще потому,
что у посетителя есть намерение создать приятную атмосферу чувства, а для это-
го необходимо, чтобы все чувствовалось приятным. Такие чувства направляются
по руководству объективных детерминант. Как таковые, они являются подлинны-
ми в своем родовом значении и представляют собою всю видимую вовне функ-
цию чувства.
Совершенно так, как экстравертное мышление, насколько возможно, освобож-
дает себя от субъективных влияний, так и экстравертное чувство должно пройти
через некоторый процесс дифференциации, пока оно не отрешится от всякого
субъективного добавления. Оценки, выдвигаемые актом чувства, соответствуют
или непосредственно объективным ценностям, или по крайней мере некоторым
традиционным и общераспространенным мерилам ценности. Именно такого рода
чувствованию следует приписать то обстоятельство, что так много людей ходят в
театр, или на концерт, или в церковь, и даже с правильно размеренными позитив-
ными чувствами. Ему же мы обязаны и модами и, что гораздо ценнее, позитивной
и рапространенной поддержкой социальных, филантропических и прочих культур-
ных начинаний. В этих делах экстравертное чувство оказывается творческим фак-
тором. Без такого чувствования немыслимо, например, прекрасное и гармониче-
ское общение. В этих пределах экстравертное чувство есть столь же благоде-
тельная, разумно действующая сила, как и экстравертное мышление. Однако это
благотворное действие утрачивается, как только объект приобретает преувели-
ченное влияние. Именно в таких случаях преувеличенно экстравертное чувство
чрезмерно вовлекает личность в объект, то есть объект ассимилирует себе дан-
ное лицо, вследствие чего личный характер чувствования, составляющий его
главную прелесть, утрачивается. Ибо вследствие этого чувство становится холод-
ным, предметным и недостоверным.
Оно обнаруживает некие скрытые намерения, во всяком случае оно вызывает
такое подозрение у непредубежденного наблюдателя. Оно уже не производит то-
http://www.koob.ru
270.
го приятного и освежающего впечатления, которое всегда сопровождает подлин-
ное чувство, но вызывает подозрение в том, что здесь есть поза или актерство,
хотя эгоцентрическое намерение может быть еще совершенно бессознательно.
Правда, такое преувеличенно экстравертное чувство оправдывает эстетические
ожидания, но оно говорит уже не сердцу, а только внешним чувствам или — что
еще хуже — только еще рассудку. Правда, оно может еще наполнить эстетиче-
скую ситуацию, но этим оно и ограничивается и не действует за пределами этого.
Оно стало бесплодно. Если этот процесс прогрессирует, то наступает замеча-
тельно противоречивая диссоциация: оно овладевает всяким объектом, подходя к
нему с оценкой чувства, так что завязывается множество отношений, которые
внутренне противоречат друг другу. Так как это было бы совсем невозможно при
наличности сколько-нибудь ярко выраженного субъекта, то подавляются и по-
следние остатки действительно личной точки зрения. Субъект до такой степени
всасывается в отдельные чувствующие процессы, что наблюдатель выносит та-
кое впечатление, как будто бы перед ним был один только процесс чувствования
и не было бы более субъекта чувства. В таком состоянии чувствование совер-
шенно утрачивает свою первоначальную человечную теплоту, оно производит
впечатление позы, непостоянства, ненадежности, а в худших случаях впечатле-
ние истерического состояния.
Вот актёрство тут у него есть, истерические состояния. Но получается ещё связано с эстетикой, законодатель мод, ориентация на что-то поверхностное и внешнее. Очень сложные для понимания тексты. Почему чувство не подлинное? Потому что слишком на эмоциях, с перебором?