Эрик Берн
Эрик Берн
Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Эрик Берн
Игра "Разве это не ужасно"
1. Ну не ужасно ли
Тезис. Существует четыре важных разновидности этого занятия: Родительское развлечение, Взрослое развлечение, Детское развлечение и игра. В развлечениях отсутствуют такие вещи, как развязка и вознаграждение, но и они дают много ощущений.
1. «В нынешние времена» – это самодовольное, карательное и даже злобное Родительское развлечение. В социологическом отношении оно характерно для некоторых типов пожилых женщин с небольшим собственным доходом. Одна такая женщина ушла из терапевтической группы, когда ее первый ход был встречен молчанием вместо возбужденной поддержки, к которой она привыкла в своем кругу. В этой довольно изощренной группе, привыкшей к анализу игр, вступительное заявление миссис Уайт столкнулось с выразительным несочувствием; а заявила она следующее: «Говорю вам, что в нынешние времена никому нельзя доверять, да оно и понятно. Я порылась в столе у одного из моих квартирантов, и вы не поверите, что я там нашла». Ей были известны ответы на бóльшую часть текущих проблем: преступность несовершеннолетних (в нынешние времена родители стали слишком мягки); разводы (в нынешние времена жены распустились от безделья); преступления (в нынешние времена в белые кварталы вселяется чужая публика); повышение цен (в нынешние времена бизнесмены стали слишком жадны). Она дала понять, что сама не проявляет мягкости по отношению к своему беспутному сыну и к своим беспутным квартирантам.
«В нынешние времена» отличаются от пустой сплетни своим лозунгом: «Оно и понятно». Начальный ход может быть таким же («Говорят, что Флосси Мергатройд...»), но «В нынешние времена» имеет направленность и заключение; может быть даже предложено «объяснение». Сплетня же бредет вслепую и исчезает.
2. «Царапина» – более доброжелательный Взрослый вид развлечения, с лозунгом «Какая жалость!»; впрочем, лежащие в основе мотивы столь же болезненны. Предметом «Царапины» является, главным образом, кровопролитие; это, по существу, неофициальный клинический коллоквиум. Каждый участник вправе изложить свой случай, и чем ужаснее, тем лучше; все вместе страстно обсуждают подробности. Для рассмотрения принимаются такие сюжеты, как удары в лицо, операции на желудке и осложнения при родах. Отличие от сплетни составляет здесь соперничество участников и их медицинская осведомленность. Они систематически занимаются патологической анатомией, диагностикой, прогнозом и сравнительной клиникой болезней. Сплетня совместима с благоприятным прогнозом; но в «Царапине» твердая поддержка обнадеживающего прогноза (за исключением очевидной неискренности) может привести к тайному заседанию Комиссии по проверке полномочий, поскольку такой игрок non particeps criminis. [Нарушает правила игры (буквально – «не участвует в преступном сговоре») (лат.). (Прим. перев.)]
3. «Перекур» или «Чашечка кофе» – Детское развлечение под лозунгом «Вот что они с нами делают». Это – «служебный» вариант. Под вечер разыгрывается более мягкая политическая или экономическая форма под названием «У стойки бара». В этом развлечении, по существу, три участника; козыри находятся в руках некоего чисто призрачного персонажа по имени «Они».
4. В качестве игры «Разве это не ужасно?» находит свое самое драматическое выражение у любителей «Царапины»; их взаимодействия могут служить характеристикой игры. Это завсегдатаи врачебных кабинетов, активно стремящиеся к операции даже перед лицом решительного несогласия медиков. Само по себе переживание госпитализации и операции уже приносит свои преимущества. Внутреннее психологическое преимущество получается от изуродованного тела; внешнее психологическое преимущество состоит в избежании всех видов близости и ответственности, за исключением полной самоотдачи хирургу. Биологическое преимущество – того же рода, что у ребенка, когда его нянчат. Внутреннее общественное преимущество получается от медицинского персонала и от других пациентов. После выписки пациент получает внешнее общественное преимущество, провоцируя сострадание и благоговение. Крайняя форма игры разыгрывается профессионально – мошенниками, с расчетом жалующимися на безответственное и неправильное лечение; они могут сами вызывать у себя болезни, по собственному почину или пользуясь случаем, и таким образом зарабатывать себе на жизнь. В отличие от игроков-любителей, они требуют не только сострадания, но и денежной компенсации. Итак, «Разве это не ужасно?» превращается в игру, когда игрок внешне выражает отчаяние, но втайне вознаграждает себя перспективой удовлетворения, которое он может извлечь из своего несчастья.
Вообще людей, страдающих от несчастий, можно разделить на три категории.
1. Те, для кого страдание неумышленно и нежелательно. Они могут эксплуатировать охотно выражаемое им сострадание, но могут и не делать этого. Некоторая эксплуатация страдания довольно естественна, и к ней следует относиться с обычной вежливостью.
2. Те, для кого страдание неумышленно, но принимается с благодарностью, ввиду возможностей эксплуатации, которые оно приносит. В таких случаях игра является задней мыслью, «вторичным выигрышем» в смысле Фрейда.
3. Те, кто ищет страдания, подобно любителям «Царапины», бегающим от одного хирурга к другому, пока не найдут согласного их оперировать. В этих случаях на первом месте стоит игра.
1. Ну не ужасно ли
Тезис. Существует четыре важных разновидности этого занятия: Родительское развлечение, Взрослое развлечение, Детское развлечение и игра. В развлечениях отсутствуют такие вещи, как развязка и вознаграждение, но и они дают много ощущений.
1. «В нынешние времена» – это самодовольное, карательное и даже злобное Родительское развлечение. В социологическом отношении оно характерно для некоторых типов пожилых женщин с небольшим собственным доходом. Одна такая женщина ушла из терапевтической группы, когда ее первый ход был встречен молчанием вместо возбужденной поддержки, к которой она привыкла в своем кругу. В этой довольно изощренной группе, привыкшей к анализу игр, вступительное заявление миссис Уайт столкнулось с выразительным несочувствием; а заявила она следующее: «Говорю вам, что в нынешние времена никому нельзя доверять, да оно и понятно. Я порылась в столе у одного из моих квартирантов, и вы не поверите, что я там нашла». Ей были известны ответы на бóльшую часть текущих проблем: преступность несовершеннолетних (в нынешние времена родители стали слишком мягки); разводы (в нынешние времена жены распустились от безделья); преступления (в нынешние времена в белые кварталы вселяется чужая публика); повышение цен (в нынешние времена бизнесмены стали слишком жадны). Она дала понять, что сама не проявляет мягкости по отношению к своему беспутному сыну и к своим беспутным квартирантам.
«В нынешние времена» отличаются от пустой сплетни своим лозунгом: «Оно и понятно». Начальный ход может быть таким же («Говорят, что Флосси Мергатройд...»), но «В нынешние времена» имеет направленность и заключение; может быть даже предложено «объяснение». Сплетня же бредет вслепую и исчезает.
2. «Царапина» – более доброжелательный Взрослый вид развлечения, с лозунгом «Какая жалость!»; впрочем, лежащие в основе мотивы столь же болезненны. Предметом «Царапины» является, главным образом, кровопролитие; это, по существу, неофициальный клинический коллоквиум. Каждый участник вправе изложить свой случай, и чем ужаснее, тем лучше; все вместе страстно обсуждают подробности. Для рассмотрения принимаются такие сюжеты, как удары в лицо, операции на желудке и осложнения при родах. Отличие от сплетни составляет здесь соперничество участников и их медицинская осведомленность. Они систематически занимаются патологической анатомией, диагностикой, прогнозом и сравнительной клиникой болезней. Сплетня совместима с благоприятным прогнозом; но в «Царапине» твердая поддержка обнадеживающего прогноза (за исключением очевидной неискренности) может привести к тайному заседанию Комиссии по проверке полномочий, поскольку такой игрок non particeps criminis. [Нарушает правила игры (буквально – «не участвует в преступном сговоре») (лат.). (Прим. перев.)]
3. «Перекур» или «Чашечка кофе» – Детское развлечение под лозунгом «Вот что они с нами делают». Это – «служебный» вариант. Под вечер разыгрывается более мягкая политическая или экономическая форма под названием «У стойки бара». В этом развлечении, по существу, три участника; козыри находятся в руках некоего чисто призрачного персонажа по имени «Они».
4. В качестве игры «Разве это не ужасно?» находит свое самое драматическое выражение у любителей «Царапины»; их взаимодействия могут служить характеристикой игры. Это завсегдатаи врачебных кабинетов, активно стремящиеся к операции даже перед лицом решительного несогласия медиков. Само по себе переживание госпитализации и операции уже приносит свои преимущества. Внутреннее психологическое преимущество получается от изуродованного тела; внешнее психологическое преимущество состоит в избежании всех видов близости и ответственности, за исключением полной самоотдачи хирургу. Биологическое преимущество – того же рода, что у ребенка, когда его нянчат. Внутреннее общественное преимущество получается от медицинского персонала и от других пациентов. После выписки пациент получает внешнее общественное преимущество, провоцируя сострадание и благоговение. Крайняя форма игры разыгрывается профессионально – мошенниками, с расчетом жалующимися на безответственное и неправильное лечение; они могут сами вызывать у себя болезни, по собственному почину или пользуясь случаем, и таким образом зарабатывать себе на жизнь. В отличие от игроков-любителей, они требуют не только сострадания, но и денежной компенсации. Итак, «Разве это не ужасно?» превращается в игру, когда игрок внешне выражает отчаяние, но втайне вознаграждает себя перспективой удовлетворения, которое он может извлечь из своего несчастья.
Вообще людей, страдающих от несчастий, можно разделить на три категории.
1. Те, для кого страдание неумышленно и нежелательно. Они могут эксплуатировать охотно выражаемое им сострадание, но могут и не делать этого. Некоторая эксплуатация страдания довольно естественна, и к ней следует относиться с обычной вежливостью.
2. Те, для кого страдание неумышленно, но принимается с благодарностью, ввиду возможностей эксплуатации, которые оно приносит. В таких случаях игра является задней мыслью, «вторичным выигрышем» в смысле Фрейда.
3. Те, кто ищет страдания, подобно любителям «Царапины», бегающим от одного хирурга к другому, пока не найдут согласного их оперировать. В этих случаях на первом месте стоит игра.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Эрик Берн
То есть это тупо от того, что человеку скучно и он занимается ( осознанно или нет) этой вот мутотнёй?)
Эрик Берн
Ну, по Берну, я уж не помню точно, но своими словами)) есть разные виды общения. Есть когда человек "на автомате" как бы общается, а есть сознательно, усилием сознания. Но сознательно всё время общаться - это организму не нужно, это большая трата энергии, поэтому включается подсознание и оттуда достаются паттерны общения. Самые распространённые паттерны он там у себя в книжке описал, "Игры, в которые играют люди". Это как бы не плохо, но объясняет, почему не надо серьёзно относиться к болтовне мамушек и тётушек))
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Эрик Берн
Только один вопрос к Бёрну: как к чему-то относиться несерьёзно?
Короче, было любопытно.
И вызывает собственные мысли о том, что человек во всех своих проявлениях - существо социальное.
Ему нужны другие люди.
Всегда.

Короче, было любопытно.
И вызывает собственные мысли о том, что человек во всех своих проявлениях - существо социальное.
Ему нужны другие люди.
Всегда.
Эрик Берн
Да, еще часто встречаемые игры "да, но" и "попался, мерзавец" )
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Эрик Берн
Сключики писал(а):Источник цитаты попался, мерзавец" )
Видать, любимая игра логиков)))
-
Чаппа
- Знаток
- Сообщения: 31828
- Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:41 pm
- Награды: 2
- Ваш ТИМ: Гений
- Ваш тип по психе-йоге: ФВЭЛ (Чехов)
- Ваш тип по типологии Кроме Людей/Княжны: Эквиска
Эрик Берн
не смотрела, надеюсь, позже посмотрю
Комментарии Альберта Сафина к книге «Игры, в которые играют люди» (Эрик Берн), часть 1/2
Комментарии Альберта Сафина к книге «Игры, в которые играют люди» (Эрик Берн), часть 1/2
Кого сегодня волнуют наши прошлые достижения?
-
Чаппа
- Знаток
- Сообщения: 31828
- Зарегистрирован: Вс апр 10, 2022 6:41 pm
- Награды: 2
- Ваш ТИМ: Гений
- Ваш тип по психе-йоге: ФВЭЛ (Чехов)
- Ваш тип по типологии Кроме Людей/Княжны: Эквиска
Эрик Берн
Комментарии Альберта Сафина к книге «Игры, в которые играют люди» (Эрик Берн), часть 2/2
Кого сегодня волнуют наши прошлые достижения?
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей