Стереотипы о квадрах и их соотношение с реальностью.Распространённость стереотипов в соционике - это уже давно не только объективная реальность, но и притча во языцех. Просто взять и охватить всю их совокупность одним материалом невозможно, но мы постараемся пройтись по стереотипным представлениям в соответствии с квадрами, выделим несколько отдельных «брыльянтов среди стереотипов», а также обсудим и позитивные стереотипы, которые тоже есть – иногда реальность бывает и хуже стереотипной картины

Альфа.
Альфа - квадра демократичных людей, любящих комфорт, креативность, яркие позитивные эмоции. В целом это действительно так, но многое требует раскрытия. Так, демократичность альфийцев в жизни отличается от стереотипной: во-первых, часто она больше напоминает странную уравниловку; например, представителям Альфа-квадры бывает влом решать, кто прав или виноват, кто лучше или хуже решит какую-то задачу; во-вторых, демократичность часто заканчивается там, где начинаются проблемы, особенно по болевой функции. Эмоциональность так же в Альфе ценится не так очевидно, не обязательно речь идёт о позитивных «праздничных» эмоциях, Гюго и Дюма эмоциями, в том числе негативными, воздействуют на людей, подчиняют их своей воле и желаниям, а Робы и Доны, желая получить от человека ЧЭшную подпитку, часто могут его провоцировать и даже специально раскачивать на негатив. С креативом тоже всё не так однозначно, не каждый Дон и Роб будет наделён гениальностью, как Эйнштейн и Тьюринг, и если конкретный логик-интуит из Альфы будет испытывать недостаток мозгов, то ЧИ лишь приведёт его к бредовым недоидеям, а БЛ лишь сделает самоуверенным в крутости этих идей. Впрочем, есть и откровенно негативные представления о первой квадре, например, влияет неценностная ЧЛ, из-за которой альфийцев считают паршивыми работниками, что на практике оказывается совершенно не так. В частности, Гюго отличаются довольно пробивным характером, который очень помогает в достижении результатов, Дюма просто требовательны к условиям и объяснениям, что делать, а Доны часто просто не замечают сами за собой, как вкалывают – фоновая Чёрная Логика просто не осознаётся.
Брыльянт стереотипов в Альфе: Доны всегда жрут.
Косвенно можно считать утверждение относительно верным, но не более того. Для Донов действительно важна забота, но, во-первых, не к одной еде она сводится, а во-вторых, когда этой заботы нет, маниакальное желание жрать у Донов встречается нечасто, недостаток заботы больше проявляется в том, что Доны несколько «плавают» в осязаемом мире, и даже поесть часто просто забывают.
Бета.
Стереотипы о Бете в основном сводятся к Чёрной Сенсорике и рисуют довольно суровые картины, однако в основном эти картины не соответствуют действительности. Стремление всем дать по морде свидетельствует скорее о несоизмерении своей силы, что имеет мало общего с сильной ЧС. Максимы, например, производят часто крайне вежливое и миролюбивое впечатление, а сила их заключается в умении точно надавить на уязвимое место человека, и обычно надавить совсем не физически. Базовая ЧС Жуков скорее работает на впечатление, на «заполнение пространства», и бить морды Жукам особо и не нужно, зачастую само их появление, сами их движения пропитаны силой насквозь. Кроме того, базовая ЧС негибкая, и Жуки даже могут быть искренне уверены в своей слабости из-за того, что не могут своей силой конкретно и направленно управлять. Да и запрос на ЧС со стороны у Гамлетов и Есениных это не желание каких-то драк и ударов, и тем более не желание применения силы к ним, это именно заточка под вышеописанное, под управление силой в пространстве. Правда есть и явно негативное проявление ценностной ЧС: часто она обуславливает непонимание и нежелание понимать границы личного пространства других людей, нередко общение с людьми, даже вполне позитивное, сопровождается угрозами (так, что даже поверишь, что реально морду набьют). Сопоставимы со стереотипами о ЧС пожалуй только стереотипы о ЧЭ, но об этом в следующем пункте.
Брыльянт стереотипов в Бете: Гамлет и Есенин - истерички.
Во-первых, важно помнить о том, о чём уже говорилось, когда речь шла об альфе: ЧЭ это средство достижения целей и воздействия на людей, и даже если дело дойдёт до истерики, это будет именно воздействием (хотя и не всегда удачным). А главное - это выражение своей удовлетворённости и неудовлетворённости: Гамлет и Есенин будет истеричкой, если ему хронически всё вокруг не нравится, но это по сути характерно для любого этика, более того, хронически недовольные Напы и Геки бывают истеричками ещё хуже, потому что их фоновая ЧЭ ещё и не контролируется и не осознаётся.
Отдельно о болевой БЭ.
На Донов и Жуковых часто вешают хамство, но болевая БЭ совсем не к этому. Прежде всего, это отсутствие ощущения, а как к тебе относятся люди, а зачастую и ощущения, как ты сам относишься к ним. Хамство при болевой БЭ может возникнуть только как реакция на то, что люди постоянно подкрепляют эту неуверенность негативными действиями, и бывает это даже реже, чем при расположении БЭ в других функциях.
Гамма.
«Владельцы заводов, газет, пароходов», способные всё что угодно выгодно продать, да так, что Драй это к заповедям в Библии приплетёт – такие вот стереотипы. На самом деле сочетание ценностных ЧЛ и БИ, из которых вытекают такие стереотипы, может иметь разные проявления, причём в зависимости от самого человека, и практически всегда не так, как нам говорят стереотипы. У умных, мотивированных Гаммийцев это сочетание делает их людьми, движущими мир вперёд, настоящими проводниками прогресса; Гамиийцев, мало интересующихся тайнами мироздания и сложными вопросами жизни, ценностные ЧЛ и БИ сподвигают разве что умело выбирать такой момент, чтобы можно было что-то делать, фактически ничего не делая. К пароходам и газетам и то и то имеет опосредованное отношение.
Брыльянт стереотипов в Гамме: Наполеон зациклен на себе.
Этот стереотип взять и просто отмести не получится, люди с подобным у Напов действительно сталкиваются часто, но важно понять саму суть: Наполеоны действительно бывают зациклены, но не на себе, а на том, что о них думают другие люди. Так что если перед Вами Нап, который действительно кажется зацикленным на себе, помните, что он просто (и тупо) убеждает себя в том, что другие люди думают о нём хорошо.
Ещё один брыльянт стереотипов в Гамме: Бальзак - это унылая куча сарказма.
Негативная реакция Балей - это действительно почти всегда сарказм, часто ещё и с долей снисхождения, но на то ведь она и негативная реакция? Бали в большинстве своём - приятные в общении, интересные люди, «в обычном режиме» любят шутить. Кроме того, многие Бали интуитивного подтипа субъективно переоценивают свою общительность и позитивность, так что даже типируют себя в этиков или экстравертов. Также отмечу, что среди типирующих себя в Бальзаков примерно каждый пятый – Гамлет, и именно эта примерно пятая часть по сути генерирует многие «желчные» стереотипы о Балях.
Дельта.
С одной стороны, представления о Дельтийцах довольно «мутные» у многих в соционе; представителям четвёртой квадры приписывают идеализм, оторванность их ценностей от реальности, часто банальную нерешительность, но это спорно: для любого Дельтийца будет иметь большое значение практическая польза и отдача, реалистичность поставленных целей, да и нерешительность если и проявляется, то только как желание создать все нужные условия. С другой стороны, Дельта - это квадра свободных взглядов, вариативности и креативности, квадра, ценящая свободу и самореализацию каждого человека, но на практике получается парадоксально: у дельтийцев действительно примерно такие представления о жизни, но практически все представители четвёртой квадры имеют склонность вталдычивать эти представления другим людям таким образом, что самим этим представлениям совершенно противоречит. Получается что-то в стиле «ты имеешь право решать, что делать тебе со своей жизнью, но я лучше тебя знаю, что тебе делать со своей жизнью», особенно это характерно для Гексли и Достоевских. Дельтийцы - это люди, которым образ бабки на лавочке у подъезда не чужд в любом возрасте.
Брыльянт стереотипов в Дельте: Штирлиц вечно работает.
Штиру при его базовой ЧЛ, которая к тому же направляется в окружающее пространство по творческой БС, действительно постоянно хочется какой-то активности, но РАБОТА и АКТИВНОСТЬ - это разные вещи, поэтому невозможность усидеть на месте, и желание ещё что-нибудь поделать можно разглядеть у Штиров в не меньшей степени и просто в домашней обстановке. Поэтому, кстати, ЛСЭ отдыхают не менее размашисто, чем работают, их можно встретить среди любителей поездок, активного отдыха, фитнеса и спортивных игр и тому подобного.
Ещё один брыльянт стереотипов в Дельте: «а я Габен – диванный спортсмен!» (с)
Габена тянет к интересному, а так же тянет к разного рода необычным ощущениям, которые можно оценить и запомнить, и эти факторы мотивации весьма сильны. Так что на диване можно найти только Габов, которым в жизни хронически не хватает нового и интересного, а этого может не хватать и из-за соответствующего окружения, и из-за собственной внеТИМной лени.
Отдельно о базовой БЭ.
Представление о Драях и Достах как носителях нравственности и добра - это один из самых живучих стереотипов, поскольку многие носители базовой БЭ сами очень за него цепляются. На практике у Драя или Доста своя мораль с блекджеком и субъективными представлениями, которые бывают ни черта не моральны, плюс базовые БЭшники часто субъективно уверены в том, что их своя, собственная блекджековая мораль и есть общепринятая, почему собственно этот стереотип такой живучий. Следствием этой уверенности нередко являются обыкновенное хамство и унижение несогласных.
Ну и в конце немного о том, откуда стереотипы берутся; опять же, на весь громадный комплекс причин не хватит и одной статьи, и многих статей, но одну вещь я всё-таки выделю – это ролевая функция. Дело в том, что стремление ролевой функции показать себя часто приводит к «буквальным» очевидным проявлениям: ролевые ЧСники стремятся показать свою физическую силу, ролевые БЭшники демонстрируют вежливость и дружелюбие и так далее, в результате укореняются буквальные стереотипные представления о тех или иных соционических явлениях.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.